О важности взаимоподдержки: как человекообразные преодолевают сложности с кормлением

Защитники животных обеспокоены ситуацией с нарушением прав детенышей шимпанзе на материнский уход и кормление материнским молоком. Не так давно в зоопарке Северной Каролины родился детеныш шимпанзе по имени Нори. В зоопарке Каролины это был первый случай размножения шимпанзе в неволе за последние 12 лет. Восторги публики по поводу появления на свет хорошенькой мохнатой малышки вскоре были омрачены печальной новостью: мама отказалась за ней ухаживать, детеныша пришлось забрать от матери и начать выкармливать искусственно. Возмущенная общественность заклеймила нерадивых зоологов на страничках зоопарка в соцсетях. Их обвинили в жестоком обращении с животными, ведь было заранее известно, что Маки, мама Нори, более 10 лет не имела возможности наблюдать, как кормят своих младенцев ее сородичи. Спрашивается, как она могла начать заботиться о потомстве, если у высших приматов отсутствуют врожденные модели материнского поведения? Для того, чтобы малыш не погиб, будущая обезьянья мамаша должна обязательно регулярно наблюдать за действиями других кормящих самок в стае! «Многие, у кого была кормящая кошка или собака или морская свинка, могут подумать, что природный инстинкт так же легко заставит кормить и приматов. Но это не так!» - объясняют  зоологи, - "Природный инстинкт, безусловно, присутствует у обезьян, но без наглядного обучения он, к сожалению, не может реализоваться в полной мере". Так что в этом вопросе, увы, более примитивные зверюшки имеют преимущество перед более сложными.

фото Marian BricknerКакой же выход по спасению счастливого детства родившихся в неволе братьев наших меньших предлагают зоозащитники? Как пример возможной «информационной поддержки» животных, находящихся в неволе, приводятизвестную историю с гориллой Малайкой из зоопарка города Толедо (штат Огайо)Когда у Малайки, выросшей в неволе, родился первый детеныш, она отнеслась к нему с большой симпатией, но явно не представляла, что с ним делать. Например, обезьяна нежно подносила малыша к груди, повернув его при этом личиком от себя. В результате сотрудники зоопарка были вынуждены забрать  маленького Шани и растить его без участия матери. Малайку и Шани было жалко. Поэтому, когда горилла в следующий раз ожидала потомства, Cинди Билей, мама из группы поддержки LLL, согласилась иногда приходить к вольеру беременной Малайки со своей девятимесячной дочкой Кристи и кормить грудью на глазах у изумленной обезьяны.

Синди рассказывает, что поначалу Малайка не просто игнорировала их присутствие, а явно нарочно поворачивалась спиной, стоило ей с дочкой устроиться на лавочке напротив вольера. Но спустя некоторое время обезьяна стала проявлять все больше интереса к происходящему, а еще чуть позже уже присматривалась к действиям Синди с откровенным любопытством.

Новорожденного детеныша Малайка приложила к груди в первые же минуты после рождения и кормила своим молоком до того возраста, до которого кормят добропорядочные мамаши-гориллы в природе. В прессе тогда шутили, что на этот раз Ла Лече Лига сделала свою работу без единой беседы о пользе горильего молока для роста и развития детенышей гориллы. Только лишь с помощью наглядного положительного примера.

Мне кажется, эта история не только о том, как научить гориллу кормить грудью. Нам, человеческим мамам, тоже многое становится понятнее о себе в результате таких случайных экспериментов. Раньше, когда мамы на консультациях спрашивали: «Ну почему все так сложно, откуда у меня эти застои, трещины, боль в спине? Разве все не должно получаться само собой, как предписано природой?», я быстро переводила разговор на другую тему. Теперь, мне кажется, я знаю ответ. Малайка подсказала его, кстати, тоже без единой беседы о необходимости посещения групп поддержки ГВ.

Лично мне гориллы помогли приподнять завесу еще над одной загадкой, которая занимала меня с тех пор, как я прочитала книгу Ж. Ледлоф «Как вырастить ребенка счастливым». В книге рассказывается о счастливом младенчестве детишек из затерянного в амазонской сельве племени. С малышами там обращаются так разумно, а уровень счастья у человека, вышедшего из такого детства, настолько отличается от того, что мы привыкли считать нормой, что автору очень-очень хочется верить. Книге прощаешь и стилистические погрешности, и некоторые логические противоречия, настолько обаятельно и убедительно описан опыт естественного и мудрого родительского поведения. Но нельзя же принимать художественное произведение как руководство к действию. Где факты, исследования? Ну хотя бы немножко. Взять, например, утверждение о необходимости ручного периода (ношения на ручках до начала ползанья). Это правда так важно для крохи или Ледлоф придумала красивую сказку и нет никаких Екуана с их слингами-перевязями?

фото Marian BricknerОтвет для меня неожиданно нашелся в одной известной городской газете, наблюдавшей  за развитием событий вокруг детеныша гориллы, который родился в московском зоопарке и никак не хотел вставать на ножки. Специалисты предполагали, что с конечностями крохи что-то не так, но забрать его для обследования у громадной агрессивной мамаши, ни на секунду не спускавшей ненаглядное дитятко  с рук, энтузиастов не находилось. Решили ждать и наблюдать за развитием событий. Примерно в полугодовалом возрасте малыш неожиданно «выздоровел» и начал все чаще ходить самостоятельно, с каждым разом отдаляясь от мамы чуть дальше. А мама-горилла стала разрешать сородичам рассматривать, трогать и гладить маленького. Спасибо, Ледлоф, спасибо, горилла, я теперь точно знаю, что ручной период у приматов – необходимый этап развития.

Сама природа подсказывает, что для нас, кормивших, кормящих или планирующих кормить своих детей грудью, взаимная поддержка и обмен опытом – совершенно необходимые вещи. Ни капельки не обидно, а даже забавно: я могу быть космонавтом, министром,  топ-менеджером, но, так же, как Маки и Малайка, я некоторое время  буду нуждаться в поддержке и наглядном примере других мам, чтобы научиться кормить своего ребенка грудью.

 

Татьяна Кондрашова для "Нового уровня"