Авторские права: как правильно использовать наши материалы?

Правомерное использование консультантами по ГВ чужих материалов в своих блогах, авторских школах и т.п. вызывает много вопросов. Коллеги, нам хорошо известно, что наши обучающие материалы в итоге должны служить цели образования мам, и вы приходите на наши курсы именно затем, чтобы получить от нас информацию для ее использования в своей работе. Но всё же важно это делать с уважением к труду лекторов и правильно. Несмотря на то, что наши презентации обычно предваряет вот этот слайд

всё же нам регулярно встречаются ситуации с нарушением наших авторских прав. Да и с другими правообладателями (например, с художниками) у консультантов иногда возникают сложности. 

Давайте же разберемся, что является нарушением авторских прав, какие могут быть последствия, и как делать это правильно, чтобы в итоге никому не было обидно.

Итак, что же у нас относится к полю действия авторских прав?

- Авторское право защищает все виды контента — тексты, фотографии, видео, графику, дизайн, карты и программы. Это указано в статье 1259, ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, N 230-ФЗ в ред. от 01.07.2017.

- Более того, пункт 2 этой статьи уточняет, что авторские права распространяются и "на производные произведения (представляют собой переработку другого произведения), и на составные произведения (представляют собой результат творческого труда)".

Это значит, что если вы услышали у нас на занятии свежие данные из зарубежных статей, переведенных и подобранных лектором для занятия на нашем проекте, а потом пересказали их своими словами, а на лектора и/или НУ забыли сослаться - вы нарушили авторские права.

Ну нарушили, и что теперь?

Нарушение авторских прав - это наказуемое деяние, предусматривающее определенную ответственность.
Самое простое, что может сделать автор, данные которого использовали без согласования - подать жалобу на нарушение авторских прав в ту соцсеть, где это произошло. Обычная практика соцсетей - удалить спорный материал и вынести предупреждение, при повторяющихся нарушениях аккаунт будет забанен.

Если автор очень заморочится, то может подать в суд. Причем в зависимости от размера причиненного ущерба это могут быть разные виды ответственности: гражданско-правовая, административная и даже уголовная. Что в этом случае ожидает нарушителя:

В рамках гражданско-правовой ответственности лицо, права которого были нарушены, может потребовать от нарушителя возмещение убытков или выплаты компенсации. По статье 1301 ГК РФ размер компенсации может составлять от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Если нарушение авторских прав произошло, например, в крупном аккаунте какого-либо центра, школы или иной организации, можно говорить уже об административной ответственности. В соответствии со ст 7.12 Кодекса РФ об административных нарушениях любое нарушение прав авторов, осуществленное с целью получения дохода, предполагает:
если нарушение было сделано физическим лицом - административный штраф в размере от 1500 до 2000 рублей;
если нарушение было сделано должностным лицом - административный штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей;
если нарушение было сделано юридическим лицом - административный штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей

"Но мы не собирались получать доход, это просто информирование!"

Ну нет, друзья, если у вас коммерческий аккаунт, цель которого - получение прибыли от консультирования новых клиентов, и вы для привлечения этих клиентов использовали без согласования чужие материалы, то это цель получения дохода. Особенно если в этом же посте есть приглашение обращаться к вам за платными консультациями, пройти у вас платный курс, подписаться на платный чат и т.п.

Более того, если авторские права нарушает, например, крупная школа для мам, или автор курсов для мам и/или консультантов, то здесь уже речь идет о недобросовестной конкуренции. А согласно статье 14.33 КоАП РФ в случаях, когда недобросовестная конкуренция приводит к продаже товара, созданного с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности:
должностные лица или обязаны выплатить административный штраф в размере 20 тысяч рублей или дисквалифицируются на срок до 3 лет;
на юридических лиц налагается административный штраф в размере 1-15% от суммы выручки, полученной за реализацию данного товара, но при этом не может быть менее 100 тысяч рублей.

(И если кто-то предполагает, что достаточно провести свой курс в закрытом аккаунте или на запароленном ресурсе, и об этом никто не узнает - друзья, это не так. Мы, проект "Новый уровень", не разыскиваем нарушения наших прав специально. Но у нас есть много-много случаев, когда нам присылали скрины с нарушением наших авторских прав либо другие консультанты, увидевшие это у коллеги, либо даже мамы, участвующие в таких закрытых курсах и опознавшие цитаты из книг, постов, презентаций или видео. Да, мамы сейчас встречаются грамотные - жаль, что у делающих такое коллег нет понимания, что они в первую очередь свою же репутацию портят. Пару раз мы стояли на пороге обращения в суд, пока особо упорствующим коллегам адвокаты не обрисовывали все их перспективы, и тогда люди сами предлагали досудебное мировое соглашение с выплатой компенсации. Не доводить до такого, конечно, лучше для всех сторон).

Так как же поступать правильно, чтобы ничего не нарушить?

Оптимально - согласовать с автором, на каких условиях можно использовать его материалы.

В подавляющем большинстве случаев ничего сверхъестественного от вас не потребуется. Стандартное условие - АКТИВНАЯ ссылка на источник информации. С нашим проектом можно даже не согласовывать использование специально, если вы намерены дать на нас активную ссылку.

"А мы слышали, что если произведение было опубликовано в интернете, то его можно свободно использовать! То есть если аккаунт НУ опубликовал интересную заметку, то я могу ее просто у себя перепостить и не указывать источник, она же в интернете лежит!"

Это не совсем так. Ст. 1270 Гражданского кодекса действительно определяет, что если цитируемое произведение было правомерно обнародовано (например, автором на своем сайте), то его можно цитировать без согласия правообладателя. НО при этом:

1) цитирование осуществляется в научных, информационных или иных культурных целях (напомню, что если в этом же посте вы приглашаете воспользоваться своими платными услугами, то речь сразу идет не о таких целях, а о коммерческом использовании);

2) объем цитирования должен быть оправдан целью цитирования и составлять не более 30% всего произведения (то есть о простом перепосте речь уже не идет);

3) указаны имя (псевдоним) автора и источник заимствования.

Ну то есть закон так и так обязывает указывать авторство, о чем тогда спор вообще? 

"А можно пример, как будет правильно и корректно?"

Конечно, можно. Стандартно мы разрешаем использовать наши материалы на следующих условиях:​

- если вы хотите использовать слайды из презентаций, то выкладывать в постах/сториз не более 1 слайда;

- обязательна АКТИВНАЯ ссылка на источник - например, при использовании материалов Татьяны Кондрашовой в инстаграме это будет ссылка на аккаунт @ibclc_kondrashova и @new_degree.ru В ТЕЛЕ поста, в других местах - активная ссылка на наш сайт https://new-degree.ru/

Пример корректного использования: "по материалам @ibclc_kondrashova и @new_degree.ru" в конце поста, или тегнут наш аккаунт на сторис.

Если вы делаете презентацию, записываете видео или подкаст - та же самая информация на слайде или активная ссылка в описании видео/подкаста. 

Сомневаетесь - просто уточните, принципиально мы идем навстречу! Когда вы делаете, как надо - мы рады, и даже некоторые такие ваши материалы репостим в сторис нашего инстаграм-аккаунта, что и вашу известность тоже увеличивает ;)

А как не надо?

Да, хитроумные администраторы аккаунтов пытаются обойти эти наши условия, либо просто отмечая нас на фото, либо тегая в комментарии (которые никто особо не читает), либо указывая НЕактивную ссылку в посте (например, в инстаграме, если просто написать в посте "по материалам https://new-degree.ru/", ссылка будет неактивной, сейчас мы в тексте тоже ее неактивной сделали для наглядности). Ну то есть вроде и сделано, но так, чтобы было незаметно и/или никто не смог по такой ссылке перейти.

Не надо так. У автора есть законное право настаивать на том, чтобы его имя было указано в выбранной им форме. К художникам, картинки которых вы берете для постов, это тоже относится - недостаточно просто оставить их подпись на рисунке, должна быть активная ссылка на сайт или аккаунт в инстаграме. Форму, выбранную нами, вы видите выше, с конкретным примером.

В конце концов, это просто норма профессиональной этики. Пока у нас с вами не будет этики и взаимоуважения, не будет и профессии. А мы же все к этому стремимся, правда?

 

 

 

Перейти к другим материалам для консультантов проекта "Новый уровень"