Прикорм для грудничков и не только...

Вокруг прикорма сегодня существует немало спорных мнений. Мамы, активно общающиеся в интернете, наверняка слышали о так называемых педагогическом и педиатрическом прикорме, практики которых объясняют различия между этими системами. Адепты педиатрического прикорма делают упор на определенном количестве и качестве продуктов; педагогического - на интересе ребенка к еде... Подход, соединяющий достоинства обоих методов без их недостатков, называют естественным прикормом
 
Это опыт многих мам по всему миру, соединенный с рациональным подходом к кормлению малышей, который поддерживает Всемирная Организация Здравоохранения - после нескольких больших исследований питания малышей в разных странах и континентах, у разных рас и народов, оказалось, что базовые принципы у всех примерно одинаковы. Так были выработаны рекомендации по прикорму, которые вполне согласуются со взглядами большинства опытных матерей.
 
Что же такое прикорм?
 
По формулировке ВОЗ, введение прикорма – это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку или адаптированной смеси. Сначала дети получают пищу переходного периода - это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка; а затем настает время пищи с семейного стола. Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту одного года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей грудного ребенка.
 
Ну а маме, которая собирается ввести прикорм своему малышу, стоит обратить особое внимание на две глобальные цели прикорма: во-первых, он должен давать вашему малышу дополнительную энергию в плюс к грудному молоку (или смеси, если ребенок получает ее); а во-вторых - прикорм служит тому, чтобы ввести кроху в пищевую нишу семьи, то есть развить у него аппетит к той пище, которую обычно ест семья. Поэтому суть прикорма можно кратко сформулировать как ПОЛЕЗНАЯ ЕДА С СЕМЕЙНОГО СТОЛА.
 
Когда его вводить?
 
Как это ни удивительно, но еще в 30-40х годах прошлого века оптимальным временем начала прикорма педиатры называли шесть месяцев. Раннее начало прикорма в 50-60х годах было напрямую связано с широким распространением искусственного вскармливания и тем, что матери очень рано выходили на работу, а тогдашние смеси далеко не удовлетворяли потребности ребенка в витаминах.

Со временем, когда состав смесей совершенствовался и поступали все новые результаты исследований о здоровье детей на раннем прикорме, сроки прикорма отодвигались все дальше. От трех недель к полутора месяцам, потом – к трем, к четырем, и наконец – к шести. Проверка временем показала, что довоенные педиатры были правы!

В чем же опасности слишком раннего прикорма? Незрелый детский организм еще не вырабатывает в достаточном количестве ферменты, помогающие усваивать «взрослую» пищу, из-за этого она усваивается плохо и возрастает риск недостаточности питания. Исследования, которые постоянно проводит ВОЗ (последнее из них – в семи странах по всему миру, в 2002 году) подтвердили:

- чем раньше введен прикорм, тем больше угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий;
- введение прикорма раньше шести месяцев увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита из-за снижения общей сопротивляемости организма малышей; 
- дети, которые кормились только грудью на протяжении первых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев.
По всем этим причинам начало прикорма с шести месяцев - это сегодня официальная рекомендация министерств здравоохранения многих стран мира.
 
Время введения прикорма будет иметь значение и для лактации: исследование, которое провел известный педиатр Яков Яковлев по данным опроса 841 женщины, выяснило, что если прикорм вводился в возрасте 6-8 месяцев, то мамы благополучно кормили грудью до года и дольше (в среднем 16 месяцев); если мама начинала прикорм в возрасте 4-5 месяцев, то кормить ей удавалось обычно только до года; а если раньше 4 месяцев, то кормление грудью в среднем заканчивалось в возрасте уже около 5 месяцев... 
 
При этом реально введение прикорма может и задерживаться, если малыш немного отстает в своем созревании или болен. Бывает, что мама переживает: ребенку уже семь месяцев, а никакого интереса к прикорму он не проявляет, да и признаки готовности к получению прикорма еще не все проявились – неужели кормить насильно? Конечно, этого делать не нужно! ВОЗ в своих рекомендациях указывает, что если мама полноценно питается, то ребенку обычно хватает всех питательных веществ и микроэлементов грудного молока примерно до 7-8 месяцев. Глобальная рекомендация о начале прикорма с 6 месяцев сделана с учетом того, что реально далеко не все матери сегодня питаются нормально, особенно те, кто живет в странах "третьего мира"! 
 
Почему же тогда на разных баночках продолжают предлагать прикорм с трех месяцев?
 
На этот вопрос, пожалуй, лучше всего ответила Татьяна Бердикова, заслуженный врач РФ, к.м.н, национальный эксперт и преподаватель инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ "Больница, доброжелательная к ребенку":
 
- Считаю, что не дети могут пострадать от введения прикорма не ранее 6 месяцев, а соответствующие фирмы - производители и распространители данной агрессивно рекламируемой продукции. В то же время каждый ребенок - неповторим, поэтому и догмы неуместны. Чтобы понять, ГОТОВ ли младенец к иной пище, педиатру дано клиническое мышление. О том же говорил один из лучших педиатров России и мира И.М.Воронцов, который консультировал не одного ребенка, не желавшего "уходить" от исключительно грудного вскармливания и в 9, и в 10 месяцев, здоровье же их на тот момент не страдало.
 
Чем именно прикармливать малыша?
 
Глобальные цели прикорма - познакомить малыша с семейной едой и развить к ней аппетит, и обеспечить малышу дополнительное количество энергии. А поскольку желудочек у него совсем еще невелик, то при энергетической ценности ниже, чем у грудного молока получается, что грудное молоко будет просто вытесняться прикормом и соответственно ребенок будет терять в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикорма должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и предлагать их оптимально маленькими количествами и часто. Слишком жидкая каша, сок, бульон и тому подобные продукты не могут выступать в качестве прикорма – для малыша это серьезная потеря в качестве пищи!

Если же говорить о пользе, то после полугода вещества, которых первыми начинает не хватать ребенку, это железо и цинк. Поэтому в качестве первого прикорма очень желательны каша или овощи, в которых железо и цинк находятся в достаточно легко усвояемых формах. Если ребенок плохо набирает в весе или у него жидкий стул – лучше начать с каш, если же малыша чаще крепит, то начинать стоит с овощей. Дальше в предложениях пищи для малыша возникают, соответственно, овощи или каша, затем – мясо, и уж потом все остальное.

Ориентироваться лучше всего на то, что едят обычно в вашей семье, в первую очередь - на овощи и фрукты сезонного периода и своей широты, избегая экзотики. Для тех, кому нужны ориентиры: обычно первыми овощами в рационе малыша оказываются кабачок, яблоко, цветная капуста, морковь. Кому-то удобнее использовать пюре фабричного приготовления, хотя надо быть готовой к тому, что очень долго баночку почти целиком будет съедать мама. Кто-то просто добавляет овощи в рацион всей семьи, в таком случае для приготовления овощей на первом этапе хорошо использовать пароварку: еда готовится быстро, а витамины сохраняются в большем количестве. Готовые овощи можно измельчить блендером (на первых этапах прикорма, позже малыш начинает есть овощи кусочками/брусочками).

Если прикорм начинать с каш, то самые безопасные варианты - это рис, гречка и кукуруза, которые не содержат глютен (растительный белок, нередко вызывающий аллергическую реакцию). И всегда нужно помнить, что ни один отдельно взятый продукт не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами. Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и фасоль обеспечивают железом, но не витамином С. Ценность грудного молока и даже адаптированной смеси весь первый год остается значительно выше, чем любого другого продукта, поэтому не торопитесь променять порцию маминого молочка на морковку или яблочко!

Что же касается питья, то необходимость в нем возникает, только когда малыш получает уже значимые порции прикорма. Параллельно с введением прикорма мама может предлагать малышу попить слабый компот или водички из чашки, но если кроха отказывается – настаивать не стоит. Мамина задача именно предложить, малыш начнет пить, когда ему это будет нужно.

 
Как давать прикорм?
 
И все же на практике основная проблема прикорма состоит не в том, чтобы накормить малыша какими-то определенными продуктами, а в том, чтобы вообще его накормить. Почему многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм – всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его – в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!
 
Давая прикорм, стоит всегда иметь в виду, что сытый ребенок – это цель сиюминутная, а главная цель – чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда - это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.

Как же вызвать интерес к еде? Обычно детки в возрасте около 5-6 месяцев начинают проявлять пищевой интерес, то есть требовать то, что едят родители. Вместе с тем малыши довольно подозрительны и консервативны, они обычно предпочитают не совать в рот то, что им совсем незнакомо. Поэтому, для того чтобы пробудить у ребенка желание есть что-то, помимо материнского молока, сажайте его с собой за стол (вместо отдельных кормлений). Ребенок должен видеть, как члены его семьи обращаются с едой, и что они едят с аппетитом, есть им нравится! 

Чаще всего бывает так, что малыш некоторое время просто наблюдает (предлагать ему без его просьбы ничего не надо), а потом - иногда через пару трапез, иногда через несколько дней - обязательно начинает просить дать и ему. Мама с учетом этого просто держит рядом чистую ложечку для малыша и кладет на свою тарелку немного еды, которую планирует дать в качестве прикорма (если домашняя пища, то отложенная еще на стадии готовки, чтобы была без специй, молока и т.п.), и когда малыш начинает просить - даже не с первого раза, а когда он проявит яркую инициативу - дает немного предназначенной ребенку еды, одну-две чайные ложки. Если ребенок просит еще – на первых порах давать не стоит, это может оказаться ненужной нагрузкой на пищеварение. Если ребенок, наоборот, морщится и выплевывает - не нужно настаивать и тем более ругать, это будет способствовать формированию негативного отношения к еде. Просто предложите в другой раз другую пищу, а через некоторое время можно предложить и то же самое. Есть интересная закономерность, которая говорит о том, что для того, чтобы у ребенка появился аппетит к какой-то еде, ему нужно попробовать ее 8–10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12–15 раз. Поэтому те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются.
 
Часто распространенное мнение, что груднички позже начинают проявлять интерес к еде с семейного стола, при правильном вводе прикорма оказывается ошибочным. Как показала практика, при грамотном и бережном вводе прикорма малыши на грудном вскармливании быстрее начинают проявлять интерес и активно есть с семейного стола! Исследователи высказали предположение, что это связано с тем, что в отличие от «искусственников», получающих питание промышленного производства с одним и тем же вкусом, груднички уже привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком. 

Если же малышу уже около года, а прикорм он ест в минимальном количестве – это не должно становиться поводом к отмене кормления грудью или отказу от адаптированных смесей. Малыши очень долго не ассоциируют процесс насыщения с родительским столом! Стимулом попробовать твердую пищу для него служит интерес и желание вести себя «как взрослые», а вовсе не желание насытиться. И отмена обычного источника насыщения очень часто приводит к тому, что есть твердую пищу в большом количестве малыш так и не начинает – если мама не помогла созданию интереса ко «взрослой» еде, он не возникнет на пустом месте. Верным путем становится отказ от желания накормить ребенка немедленно большим объемом еды, а прохождение всех этапов прикорма заново, хотя у подросшего ребенка каждый этап будет занимать не месяц-два, а неделю-две. Итак, какие же этапы проходит малыш в развитии интереса к пище с семейного стола?
 

Примерные этапы прикорма (по рекомендации ВОЗ)

Первый этап: 6-7 месяцев

На этом этапе основная цель состоит в том, чтобы малыш попробовал вкус другой пищи и научился есть с ложки. Изначально малышу предлагается очень небольшое количество прикорма, всего одна-две чайные ложки за раз и всего один-два раза в день. При этом крохе нужно время, чтобы научиться губами снимать пищу с ложки и перемещать ее внутри рта, поэтому часть пищи может вываливаться из ротика – это еще не значит, что ребенку не нравится еда. Основным источником получения энергии является грудное молоко, а для «искусственников» - адаптированная смесь. Кормление грудью при этом продолжается по требованию, а смесь дается в тех же количествах и с тем же интервалом, что и раньше!

Пища, которую получает малыш на этом этапе – размятые продукты, состоящие из одного ингредиента, мягкой консистенции, без добавления сахара, соли или острых приправ. Это может быть как монокомпонентное пюре или каша фабричного изготовления, так и приготовленная дома еда: размятый рис, мягкая густая каша, овощное пюре. Для более мягкого вкуса и лучшего усвоения можно добавить в пищу для малыша немножко сцеженного грудного молока.

Второй этап: 7-8 месяцев.

Когда малыш может не только сидеть без поддержки, но и переносить предметы (например, ложку) из одной руки в другую – можно давать уже более густую пищу и добавлять новые оттенки вкуса. Кормление грудью продолжается при этом по требованию, но надо помнить, что нередко детки в это время начинают просить грудь реже. Чтобы количество молока, необходимое малышу, не уменьшилось, эксперты по кормлению детей раннего возраста советуют предлагать прикорм после кормления грудью.

Пища этого этапа - хорошо проваренные размятые мясо или печень, бобовые, овощи, фрукты и различные зерновые продукты. Сахар и соль по-прежнему не приветствуются! Мама предлагает пищу два-три раза в день, малыш съедает по-прежнему понемногу, но уже из более широкого диапазона продуктов.

Третий этап: 8-10 месяцев.

Настало время учиться справляться с небольшими кусочками пищи. Мама предлагает крохе такую еду, которую он может сам взять пальцами: ломтики фруктов и овощей, несладкое печенье, кусочки сыра. Кормление грудью продолжается по требованию, но параллельно с едой мама предлагает малышу еще и питье из чашки: это может быть вода или компотик. Груднички могут отказываться от дополнительного питья, переживать по этому поводу не стоит: грудное молоко по-прежнему удовлетворяет нужды малыша при условии кормления по требованию, так что мамино дело – предоставить саму возможность попить, а ребенок решает, нужно ему или нет. Деткам, которые кормятся смесью или преимущественно смесью, на этам этапе - если ребенок хорошо ест прикорм - количество смеси можно сокращать.

Еда должна быть разнообразной и содержать фрукты и овощи, бобовые и небольшие количества рыбы, мяса, печени, яйца или сыра. Основной ориентир по-прежнему - полезные кусочки с семейного стола!Грудничкам пища предлагается три-четыре раза в день, а дети, которые не кормятся грудью, должны питаться не менее пяти раз в день.

Четвертый этап: 10-12 месяцев.

Это последние месяцы введения прикорма, когда взрослые все еще дают ребенку адаптированную пищу и следят за ее количеством, чтобы кроха не съел слишком много (ограничивая количество) или слишком мало (не настаивая на разовом объеме, но добавляя количество предложений пищи за день). Грудное молоко продолжает составлять важную часть рациона питания и предпочтительно должно быть главной жидкостью в течение второго года жизни и даже дольше. 

Продукты на этом этапе даются рублеными, порезанными на кусочки или размятыми. В каждый прием пищи включаются продукты, которые можно брать пальцами: маленькие кубики фруктов, овощей, картофеля, сыра и мягкого мяса, чтобы малыш мог есть самостоятельно и определять консистенцию продуктов. У грудничков в это время три основных приема пищи чередуются с двумя легкими закусками. 

К возрасту примерно одного года дети могут есть обычную пищу с семейного стола и не требуют специально приготовленных блюд. Дети едят медленно, поэтому необходимо особо позаботиться о том, чтобы можно было уделять им дополнительное время и внимание. Ругать малыша, если он с чем-то не справился или от чего-то отказывается, нельзя, пища должна быть источником положительных эмоций! 
 

Частые ошибки при введении прикорма

прикорм – не самоцель! Маме, дающей своему крохе прикорм, стоит твердо понимать, что прикорм – это не основное, а именно дополняющее питание. Не нужно стараться дать ребенку определенное количество прикорма во что бы то ни стало! Всегда должны учитываться обстоятельства. Новые виды прикорма не вводятся во время болезни и после прививок! Во время болезни или прорезания зубок аппетит малыша резко падает, и это закономерно – прикорм нужно отложить, ведь на переваривание непривычной для организма пищи тратится энергия, нужная для выздоровления.

сок не является продуктом первого прикорма! Крохе нужно большое количество энергии, а физически он способен употребить совсем немного еды. Поэтому продукты, которые он получает, должны иметь определенную энергетическую плотность, иначе возникает риск недоедания. К тому же в стаpых советских книгах соки рекомендовались в качестве добавок, корригирующих недостаток витаминов в смесях полувековой давности производства. Иначе говоря, прикорм рекомендовали начинать с соков потому, что предполагалось, что мать уже не кормит грудью (нормой считался очень ранний выход на работу), а смеси не дают ребенку нужного количества витаминов. Сегодня и матери часто кормят грудью до года и более, и адаптированные смеси значительно улучшили свой состав. Раннее введение соков не имеет смысла именно потому, что это прямое вытеснение гораздо более полезной для ребенка пищи, при этом содержащиеся в соках фруктовых кислоты без смягчающего воздействия содержащейся во фруктах клетчатки достаточно агрессивны. В среднем у каждого третьего ребенка введение соков ранее 9 месяцев вызывает аллергические реакции и расстройство пищеварения. Мало того, благодаря сочетанию высокой кислотности и сахаров фруктовые соки при активном употреблении часто становятся причиной раннего детского кариеса. Так что с соками лучше подождать – спустя некоторое время они могут стать малышу друзьями, но пусть это произойдет попозже.

прикорм до года не должен вытеснять грудное молоко! Всемирная Организация Здравоохранения, а за ней и последние рекомендации Минздравсоцразвития России специально и неоднократно подчеркивают, что прикорм не заменяющее питание, а именно дополняющее. К сожалению, многие врачи-педиатры до сих пор исходят из устаревших рекомендаций по питанию, которые давались таким образом, чтобы к году кормление грудью было окончено, и ребенок был полностью переведен на «взрослую» пищу. Сегодняшние рекомендации, наоборот, говорят о том, что кормление грудью очень важно продолжать и после года, поэтому и прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо кормления грудью. Иначе действительно в год или даже раньше оказывается, что молоко у мамы "закончилось".

Если прикорм начинает заменять собой кормления грудным молоком, это приводит к снижению лактации и соответственно к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ. Ни один продукт по своей ценности не может сравниться с ценностью грудного молока, поэтому нельзя допускать, чтобы количество молока, которое получает малыш, становилось меньше за счет увеличения прикорма! Наоборот, по мере роста малышу требуется больше энергии, и прикорм должен возместить эту недостающую энергию при том же количестве грудного молока или адаптированной смеси, что и прежде. И параллельно со введением прикорма мама продолжает кормления грудью по требованию.

Самой подходящей пищей для ребенка до года является, конечно, грудное молоко, а для детей-искусственников – адаптированная смесь. Все остальные продукты сильно отстают даже от адаптированной смеси по биологической доступности и питательной ценности. Возьмем, к примеру, то самое железо, о необходимости которого для деток так много говорится врачами: в грудном молоке уровень его доступности для малыша составляет около 50%, а в детских смесях – уже около 15-20%. Казалось бы, и так большая разница, но из красного мяса железо усваивается примерно на 10%, а из специально обогащенных железом овощей и зерновых продуктов – всего на 4-5%! Так что для искусственников прикорм до года точно так же остается именно дополняющим питанием, хотя после 8-9 месяцев на фоне хорошего интереса к прикорму количество смеси можно начинать снижать.

Продукты, которых долго нельзя давать детям:

  • кофе, черный и зеленый чай препятствуют усвоению железа, нужно избегать их употребления до двух лет. После наступления этого возраста рекомендуется все же не давать детям чай во время еды, чтобы не мешать усвоению железа.
  • травяные чаи: ВОЗ предупреждает, что из-за малых размеров тела и быстрых темпов физического развития младенцы менее защищены, чем взрослые, от фармакологических эффектов некоторых химических веществ, присутствующих в травяных чаях. Пока что недостаточно научных данных, которые подтверждали бы безопасность различных трав и травяных чаев для грудных детей, но уже доказано, что большинство травяных чаев – в частности, популярный чай из ромашки – оказывают такое же отрицательное влияние на усвоение железа, как и обычный чай, и тем самым способствуют развитию анемии.
  • коровье молоко с низким содержанием жира не рекомендуют давать примерно до двух лет: из-за его низкой пищевой ценности малыш недополучает энергии.
  • мед часто содержит клостридии, вызывающие ботулизм. Их там очень мало, и кислота, содержащаяся в желудочно-кишечном тракте взрослых, уничтожает клостридии. Но у деток до двух лет кислоты для этого недостаточно, поэтому неоднократно зафиксированы случаи, когда у малышей развивался ботулизм в то время, как у их родственников, евших мед вместе с ними, здоровье оставалось в порядке...

Конечно, сколько деток, столько и нюансов, ведь любые действия мама совершает с оглядкой на своего конкретного малыша. Если у вас остаются вопросы по введению прикорма - вы можете задать их консультантам по грудному вскармливанию, и вам подскажут, как успешно привести вашего кроху к еде с аппетитом с вашего семейного стола!

 

 

Автор Ирина Рюхова, в оформлении статьи использованы фото Ольги Ермолаевой.

Автор проводит для мам онлайн-семинары по прикорму для малышей, на которых вопросы введения прикорма в первый год жизни рассматриваются максимально подробно; посмотреть запись такого вебинара можно ЗДЕСЬ