Грудное вскармливание и высаживание: почему ребенок капризничает при кормлении?

Малышу 3-я неделя. Появилась эта проблема буквально пару дней назад.
Стал очень беспокойно вести себя у груди. Ищет сосок, получает его, пососет 3 секунды, отпускает,
начинает заливаться криком, извиваться, суетиться. Я даю ему снова грудь, история повторяется.
Успокаивается только, когда поднимаю его в вертикальное положение, чтоб он срыгнул…
Даже и не знаю, в чем дело. Может, с молоком что-то не то. Или колики… Спать стал тоже меньше
и беспокойнее. Ночью в кроватку сложно уложить… Даже на груди засыпая, вертится и плачет…

К консультантам по грудному вскармливанию часто обращаются мамы со схожими вопросами. Один из самых популярных: «ребёнок сильно беспокоится у груди — с молоком что-то не так?» В ответ на уточняющие вопросы про памперс и предложение высадить ребёнка мамы чаще всего недоумевают, при чём тут это, и иногда даже сердятся.

Мы постарались как можно более тезисно написать как раз о том, при чём же тут это.

1. Что такое высаживание?

2. Зачем?
3. Как?
4. Как понять, что он/она беспокоится именно от этого?
5. Что делать, если я решила, что хочу сейчас высадить ребёнка?
6. И что должно произойти?
7. А если ребёнок отказывается высаживаться?
8. Как понять, что ребёнку неудобна поза?
9. Как понять, что его/её пора высадить?
10. Что за чушь вы мне рассказываете!

 

1. Что такое высаживание?

Это способ помочь ребёнку расслабиться и сделать туалетные дела. Суть в том, что ребёнок, как и взрослые, чувствует позывы «в туалет», хотя и не знает ещё, что это и как с ними справиться. Ощущение переполненного мочевого пузыря знакомо всем, и оно не из приятных. Высаживание направлено в первую очередь на то, чтобы облегчить ребёнку этот процесс, избавить от длительного дискомфорта и научить чувствовать и реагировать на сигналы собственного тела. Сам термин не очень удачный, потому что это скорее не «высаживание» на горшок, а «вывешивание» попы с рук взрослого — но, увы, он уже прижился.

 

2. Зачем?

У моего сына не было классических коликов, о которых я читала в интернете и слышала

от знакомых, когда ребенок плачет несколько часов подряд в определенное время суток.

Мой ребенок начинал орать примерно через полчаса — час после каждого кормления.
И мог затем кричать непрерывно минут 30-40. Все заканчивалось либо тем, что я кормила
его снова, либо он засыпал от усталости.

Многие дети беспокоятся, чувствуя позывы в туалет. А поскольку сосание одновременно стимулирует все выделительные процессы, чаще всего они испытывают это желание через несколько минут от начала кормления. При этом они начинают крутиться и ёрзать, особенно характерное — оттягивать сосок или крутить головой, не отпуская грудь, потом отпускать её и тут же захватывать снова, и так по кругу много-много раз.

С этим можно справляться двумя способами: можно много-много раз перекладывать ребёнка от одной груди к другой (смена положения отвлекает, и он ещё какое-то время будет нормально кормиться), а можно постепенно приучить его и себя распознавать такие сигналы: тогда он через некоторое время научится реагировать на них быстро, и вместо мучительных десятков минут верчения на груди с перерывами на поорать это будет занимать несколько секунд на пописать и кормиться спокойно дальше.

Очень часто именно это принимают за колики. Истинные колики — несколько часов нытья и плача с острыми приступами по несколько минут, часто в одно и то же время суток. А вот «распределённые» рыдания в течение всего дня, с определёнными промежутками между или связанные с кормлением, почти всегда на поверку оказываются желанием писать.

 

3. Как?

Здесь нужны картинки. Физиологичное положение для расслабления мышц малого таза, в котором легче всего опорожнить мочевой пузырь и кишечник — положение на корточках, или сидя с коленями выше попы. Дети первых месяцев жизни на сидение не способны, но комфортная поза та же самая — поэтому ноги приводятся в эту позицию мамиными руками. Это же положение сохраняется и для детей, умеющих сидеть и ходить:

Базовые позы для высаживания: боком к маме, боком к маме с грудью, спиной к маме.
 

4. Как понять, что он/она беспокоится именно от этого?

Попробовать высаживать. Если делать это регулярно, постепенно вы начнёте замечать, как именно ваш ребёнок проявляет беспокойство на эту тему.

У младенца первых 3-4 месяцев есть только физиологические потребности: воздух, вода, пища, сон, физиологический комфорт (в том числе чувство безопасности), экскреция (опорожнение и мочеиспускание). Воздух у него есть; вода, пища, сон и львиная доля телесного комфорта обеспечиваются сосанием груди; а вот экскреция как раз сильно упрощается с помощью высаживания.

Если коротко, то при любом беспокойстве ребёнка можно следовать этой схеме:

  1. Взять на руки.
  2. Дать грудь.
  3. Высадить.
  4. Попробовать отвлечь от причины беспокойства (и далее по кругу).

Если какой-то пункт не помог — переходим к следующему. Если ничего не помогает, можно попробовать отвлечь от причины беспокойства — в этот пункт попадают все укачивания, погремушки, разговоры и песенки, белый шум, купания, успокаивающие травы, пеленания, заговоры и все остальные советы добрых родственников. Иногда приходится комбинировать первые три пункта с чем-то отвлекающим, но если не удовлетворять основную причину, любые отвлекающие методы помогут ненадолго.

 

5. Что делать, если я решила, что хочу сейчас высадить ребёнка?

  1. Оголить попу ребёнка,
  2. Взять его под коленки в высаживательную позу, с грудью или без (см. пункт 3),
  3. Подержать в этом положении над чем-то (над тазиком, раковиной, ванной, расстеленной пелёнкой и т.п.) в течение одной-двух минут.

Можно приговаривать что-то вроде «псссь-псссь-пссс», можно включить белый шум или открыть воду, можно легонько похлопать по промежности, намекая, на какой части тела нужно сосредоточиться. Это поможет ребёнку связать ваше намекающее действие с его ощущениями, и тогда через пару недель он начнёт быстрее понимать, что происходит и как ему реагировать.

В первые дни можно держать чуть дольше, до 3-5 минут. По мере освоения навыка вами обоими это время будет сокращаться до минуты или меньше.

 

6. И что должно произойти?

В этом положении детям легче:

— пукать (до свидания, газоотводные трубочки!),
— писать,
— какать.

Процессы расположены по возрастанию их сложности для ребёнка (и заодно заметности результата для вас). Пукание можно не заметить: при чуть разведённых ягодицах оно будет совершенно бесшумным и незаметным по запаху; мочу и стул вы прекрасно услышите и увидите. Удобно, когда процесс видно в зеркале: не нужно гадать, льётся там что-то или не льётся.

Какое-то время ребёнок может продолжать возиться и ёрзать: дискомфорт пока продолжается, а младенец ещё не понимает, какие мышцы расслабить. Как правило, опорожнение мочевого пузыря происходит, когда он перестанет ёрзать, затихнет и расслабится (или, наоборот, начнёт тужиться, если он хочет какать). После всего ребёнок обычно или успокаивается, или прикладывается к груди и успокаивается. Если перед тем как забеспокоиться, он спал или засыпал, то после высаживания вполне может заснуть обратно прямо у вас на руках.

Посмотрите: на фото малышу 13 дней, и предыдущие десять минут он хныкал. Он очень напряжён в начале, но по мере ослабевания струи явно чувствует себя лучше, успокаивается и к концу уже почти спит:

 

7. А если ребёнок отказывается высаживаться?

Здесь есть три варианта.

  1. Ему не подходит предложенная поза или место. Пробуйте разные, постепенно вы выясните, какой вариант удобен именно вам и вашему ребёнку.

  2. Он не хочет. Это абсолютно нормально, учитывая, что мы действуем, в общем-то, наугад. Просто переходите к очередному пункту «схемы при любом беспокойстве» :-)

  3. Он хочет, но он не понимает, что вы ему предлагаете. Такое бывает в самом начале высаживания и проходит за 2-3 недели регулярных высаживаний. Здесь помогает настойчивость: если ребёнок начинает вырываться через минуту, но вы уверены, что он хочет в туалет (проявляет характерное беспокойство или очень давно не писал) — отпустите, но повторяйте попытки высадить через каждые 3-5 минут, пока не получится.

 

8. Как понять, что ребёнку неудобна поза?

Всё индивидуально, но есть несколько общих моментов, которые стоит проверить:

  1. Коленки должны быть обязательно выше попы или прижаты к животу. Положения как на унитазе или стуле подходят хуже.

  2. Голова не должна быть загнута вперёд.

  3. Крестец ребёнка не должен быть на весу. И вам, и ему удобнее, когда его спина зафиксирована, а висит только попа.

  4. Кожа не должна быть нигде перетянута или перекручена.

Распространённые ошибки (на фото девочке 13 месяцев):

 

9. Как понять, что его/её пора высадить?

У каждого ребёнка свои сигналы. Наблюдайте, и постепенно вы заметите, какое беспокойство характерно для вашего ребёнка в этих случаях.

Типичные маячки для мамы, что младенец, возможно, хочет в туалет:

  • он недавно проснулся;

  • во время кормления он начинает возиться, сползает на сосок, выгибается, крутит головой и дёргает ногами, выплёвывает грудь и опять хватает, потом хнычет или даже плачет;

  • во время сна делает мелкие сосательные движения короткими сериями, несколько минут спит спокойно, потом опять сосёт, опять спит, и мгновенно просыпается, если забрать грудь;

  • явно хочет спать, но никак не засыпает;

  • просыпается с резким криком, не берёт грудь и ничем не успокаивается;

  • проявляет общее беспокойство, хотя вроде бы всё остальное в порядке.

Если ребёнок заходится криком, в этот момент высаживать обычно бесполезно. Точно так же рыдающие дети не берут грудь, пока немного не успокоятся. Успокойте его чем-то отвлекающим — вода, шум, покачивание и т.п. — и потом пробуйте. Если не высадился, но вы видите очень характерные сигналы — попробуйте ещё раз минут через пять.

Сигналы могут меняться по мере роста ребёнка, про них ещё будет отдельный подробный текст — но перечисленные всё равно остаются ключевыми.

 

10. Что за чушь вы мне рассказываете!

Идея о том, что младенец может страдать из-за такой банальности, как необходимость ежедневно писать, для многих оказывается очень неожиданной и даже дикой. Рассказывая о высаживании как о способе облегчить материнские будни, мы слышали немало возражений самого разного рода. Возможно, наши ответы помогут вам разобраться в своих мыслях или пригодятся в спорах.

— Впервые слышу. Почему никто не предполагает такого варианта?

— Потому что никого ему не учили. Врачей в мединститутах учат не ухаживать за младенцами, а распознавать и лечить болезни. Некоторые из наших родителей и бабушек и сами высаживали своих детей, но по разным причинам не считают это основной причиной беспокойства младенца у груди.

Считается, что все эти вещи беспокоят ребёнка только по результату, когда ему неприятно лежать в мокрых или грязных пелёнках. Но дети, точно так же, как взрослые, с рождения ощущают дискомфорт от переполнения прямой кишки или мочевого пузыря. Вспомните свои ощущения, когда сильно хотите в туалет. Это распирание внизу живота, резь, иногда спазмы. Очень неприятно, правда? Вся эта гамма чувств возникает у ребёнка задолго до того, как пелёнка станет мокрой и остынет.

— По-моему, ему просто не нравится молоко. Пробует, плюётся, но от голода снова просит грудь.

— Быть такого не может, чтобы оно ему не нравилось. Нет, правда. Дети охотно пьют материнское молоко, когда оно сладкое, солёное, горьковатое, с привкусом чеснока и лука — любое. Просто попробуйте сесть за стол и чинно есть что-нибудь вкусное, когда у вас уже вот-вот из ушей польётся. Вот и ребёнку сложно.

— Он прекрасно писает в подгузник, с чего бы его это беспокоило?

— Это не означает, что он ничего не чувствует. Младенец, как и взрослый, ощущает дискомфорт от переполнения мочевого пузыря, ощущает вытекание мочи. Ему, как и взрослому, нужно для этого накопить мочу, а в нужный момент расслабить определённые мышцы — иначе дети писали бы не лужицами, а беспрерывно по капле в течение всего дня.

В силу ограниченной подвижности, ему сложно самому принять удобное положение, а в силу незрелости мозга — своевременно отреагировать на ощущение. Он сигналит об этом — точно так же, как и о голоде или потребности в безопасности. И, точно так же, сделать всё сам он пока не может, но в силах взрослых помочь ему справиться.

— По-моему, вы преувеличиваете. В позывах в туалет нет ничего настолько ужасного, чтобы аж орать.

— Для взрослых — да. Потому что дома, в зоне досягаемости туалета у нас есть возможность попасть в него сразу, как только почувствовали позывы. Беда младенцев в том, что они не могут пописать, пока мочевой пузырь не наполнится до конца, а дискомфорт не станет слишком сильным. Именно поэтому они так страдают, что аж кричат — и именно поэтому помощь взрослых им неоценима.

— Я понаблюдала: орёт он много, но писает совершенно спокойно. Не думаю, что его может беспокоить это.

— Да, туалетный дискомфорт ощущают не все дети. Но нередко наблюдатели попадаются в ловушку: плач и лужи на самом деле разделены во времени. Сквозь рыдания расслабиться невозможно, и даже очень чувствительным младенцам сперва нужно успокоиться. В большинстве случаев они сначала 10-40 минут маются, потом успокаиваются, и только после этого делают лужи.

— Если бы мой ребёнок не мог пописать без посторонней помощи, я бы бегом побежала с ним к урологу. Это же ненормально!

— Он может пописать без посторонней помощи. И будет: подгузники-то ведь наполняются, так или иначе. Но лёжа писать неудобно, и ребёнок явно показывает связанный с этим дискомфорт. Что до урологии, то урологические проблемы — это другое: это невозможность мочеиспускания без катетера, это длительные рези между мочеиспусканиями, резь в процессе и после.

Ощущать позывы в туалет — это не урология, это норма. Но если ребёнок долго не получает обратной связи, он привыкает не обращать внимания на эти ощущения.

— Почему бы ему просто не взять и пописать? Подгузник же есть! Если уж он этого хочет — давно бы уже всё сделал.

— Занимательный факт: взрослому не так-то просто специально описаться. Медработников специально обучают приёмам помощи лежачим больным, потому что взрослому настолько сложно расслабить нужные мышцы лёжа, что некоторые часами мучаются, но не могут пописать. Попробуйте сами: подложите что-нибудь впитывающее и попробуйте сделать это не на унитазе, а лёжа. Будет чуть более понятно, чего это они ёрзают.

— Не знаю, мой ребёнок отлично наполняет подгузники и безо всяких ваших теорий.

— Здорово! Если он не беспокоится перед тем, как писать — возможно, дело в том, что у вашего малыша более низкая чувствительность, и ему это доставляет меньший дискомфорт, чем другим. Но многие младенцы остро реагируют на позывы в туалет.

— Это дрессировка и выработка условного рефлекса. Ребёнок не собака.

— Это не дрессировка, а отзывчивость к потребностям ребёнка. Условный рефлекс действительно есть, но он нужен не для того, чтобы заставить ребёнка делать что-то противоестественное, а для того, чтобы помочь ему быстрее справляться с уже проявившимся дискомфортом. Как только он научится сам вовремя добираться до горшка, рефлекс угаснет за ненадобностью.

— Зачем эти сложности, если прекрасно работает поукачивать и дать грудь?

— Если вас не напрягает кормить и укачивать, когда ребёнок извивается на руках — почему бы и нет? В общем случае найти и устранить причину беспокойства проще, чем отвлекать от неё, пока он не уснёт (или, например, слушать крик, пока само не «пописается»). Если вас всё устраивает — нет никаких причин ломать удобный вам порядок вещей. Если вам тяжело, то можно попробовать сделать жизнь легче.

— Зачем просыпаться по ночам, если можно дать грудь и спать дальше?

— Обычно вопросы начинаются, когда давать грудь приходится всю ночь напролёт. Работает это так: ребёнок забеспокоился — заёрзал, застонал, проснулся — приложился к груди — пососал, успокоился — уснул — высосанное молоко переработалось — писать захотелось ещё сильнее. Где-то в этой цепочке может находиться пункт «расслабился, пописал». Некоторые дети делают это в процессе кормления, некоторые — только когда мочевой пузырь заполнен до предела, но факт в том, что в результате ребёнок вынужден засыпать в гораздо менее комфортном состоянии, чем если предварительно пописал и выпустил всё накопившееся — так что он засыпает дольше, а просыпается раньше.

— Ещё и ночью вставать и бегать в ванную каждый час?!

— Во-первых, ночью абсолютно все дети писают реже. Сухая пауза (часть ночи, когда спящий ребёнок не писает вообще) может составлять 3-4 часа даже у новорождённых, а у детей постарше это около 5-6 часов в полгода, 8-9 ближе к году. Во-вторых, бегать никуда не нужно. Ночью обычно высаживают, не вставая с кровати: над тазиком или расстеленной впитывающей пелёнкой.

— С ума сойти, какие сложности.

— Простая арифметика: грудные дети в возрасте до полугода писают до 25 раз в сутки. И перед каждым разом они беспокоятся: кто-то по пять минут, кто-то все сорок… 20-25 раз в день по 10-20 минут — в сутки это 3-6 часов постоянного ёрзания или крика. Если подловить ребёнка в начале беспокойства — время на каждый подход сокращается до нескольких минут. Начиная высаживать своих детей по совсем другим причинам, мы не могли даже представить, насколько это облегчит жизнь взрослого, остающегося наедине с младенцем. Теперь, когда за плечами опыт наблюдения не за парой собственных детей, но за многими десятками младенцев с консультаций — мы думаем, что сложно переоценить его важность. Да, высаживание — новый навык, и на его освоение уходит некоторое время. Но в большинстве случаев через пару недель оказывается, что он уже сэкономил маме больше сил, чем вынудил потратить.

 

Анна Поспелова, консультант по грудному вскармливанию,

Ольга Нугуманова, врач-проктолог, консультант по грудному вскармливанию,

группа поддержки кормящих мам «Ляльки»

 

Иллюстрации и фото Анны Поспеловой

На фото: Ольга и Даша Нугумановы, Ольга и Максим Лоскутовы

 

Если вам интересна эта тема - приглашаем посмотреть вебинар Ольги Нугумановой "Высаживание как часть практики консультанта по ГВ"

 

Перейти к другим интересным статьям по ГВ для мам