Микробиом кишечника младенца и наличие грудного вскармливания связаны с умственным развитием

На умственное развитие ребенка очень сильно влияют факторы окружающей среды. Тип вскармливания является одним из таких факторов, причем, на первом году жизни - важнейшим. Имеют значение как особые переживания ребенка, связанные с процессом кормления грудью, так и свойства грудного молока как живой субстанции с микроорганизмами, стволовыми клетками, лейкоцитами и  иммуноглобулинами.

​Оказывается, для успешного развития мозга важно преобладание в кишечнике определенных бактерий (Bacteroides), которые питаются преимущественно углеводами грудного молока, и у детей на искусственном вскармливании эти бактерии в дефиците.

У детей первого года жизни активные процессы колонизации кишечника полезными микроорганизмами и развития мозга идут параллельно, но до недавнего времени было мало известно о взаимосвязи между этими двумя процессами. Сейчас появляется всё больше научных исследований микробиома кишечника с точки зрения влияния на психическое и физическое здоровье человека.

Совсем свежее исследование (2021) «Bacteroides-dominant gut microbiome of late infancy is associated with enhanced neurodevelopment» показало, что микробиом кишечника младенцев повлияет на их познавательные и языковые способности в более старшем возрасте. В частности, образцы кала, взятые в возрасте 4 и 12 месяцев, позволили прогнозировать когнитивные способности в возрасте 2 лет. Микробиота кишечника в позднем младенчестве была положительно связана с последующим развитием нервной системы.

По мнению авторов, Bacteroides, по-видимому, имеют решающее значение в позднем младенчестве, когда обычно происходят миелинизация и расширение связей нейронных сетей, способствуя развитию нервной системы в критическое время роста. Если такие процессы замедляются, это может привести к повсеместной задержке развития. (Проблемы с задержкой развития в настоящее время затрагивают 13,4% детей в возрасте от 6 до 17 лет.)

Поэтому, наверное, можно не удивляться, что очередной мета-анализ исследований, посвященных влиянию грудного вскармливания на интеллектуальное развитие ребенка, подтвердил заметную разницу между детьми на грудном и искусственном вскармливании. Hou L et al 2021 включили в свой обзор данные от 16 исследований с участием более 9000 малышей. Существенно, что сейчас ученые обычно делают поправку и на материнский интеллект, и на другие факторы возможного влияния - так что половина исследований в обзоре имела низкий риск систематической ошибки. 

По объединенным данным выяснилось, что если ребенок был на грудном вскармливании хотя бы менее 6 месяцев, это уже давало дополнительные 4% разницы в тестах на интеллект по сравнению с теми, кто никогда не кормился грудью. А если кормление грудью было дольше полугода, то разница возрастала до 6%. Заодно это означало 2% разницы в тестах на интеллект между более коротким и более долгим грудным вскармливанием.

Жаль, конечно, что у исследователей никак не дойдет дело до выделения в отдельную категорию грудничков старше года, ведь самое активное формирование мозга и нервных связей идет в первые два года жизни при активном участии грудного молока... Но пока что спасибо и на этом.

 

Татьяна Кондрашова и Ирина Рюхова для "Нового уровня".  Источники: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/19490976.2021.1930875​https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34077234/

Перейти к ленте других новостей из мира ГВ - ГВ-информ