Кодекс маркетинга заменителей грудного молока (подробнее о нем можно узнать здесь) был принят в 1981 году с целью защиты матерей и детей от коммерческого давления производителей смесей, сосок и продуктов прикорма. В Кодексе регулируются правила продажи и рекламы продуктов, которые заменяют материнское молоко и материнскую грудь - поскольку производители, конечно же, заинтересованы в наибольших продажах, то стремятся рекламировать свою продукцию так, чтобы она продавалась как можно активнее, даже в ущерб грудному вскармливанию. Надо отметить, что хотя практически все производители таких замещающих грудь продуктов для публики заявляют, что они за грудное вскармливание, но реально их интерес состоит в том, чтобы матери вместо ГВ покупали их продукцию - это сама суть коммерции смесей, сосок и раннего прикорма. За соблюдением Кодекса маркетинга следит Всемирная Ассоциация Действий по защите Детского Питания (ІBFAN), которая собирает по всему миру информацию о нарушениях, публикует их и пытается воздействовать на нарушителей.
Как раз недавно вышел сводный документ по нарушениям Кодекса в 2012 году, ознакомиться с ним можно здесь. Абсолютным лидером по отмеченным фактам нарушений стала компания Nestle, она упомянута семь раз. Лишь немного отстает от нее компания Mead Johnson (пять упоминаний по различным вариантам нарушений в разных странах мира), следом идут Abbott и Heinz (по четыре упоминания), Nutrilon и дочерняя марка Nestle - Gerber отмечены дважды.
Интересно сопоставить эту информацию с данными по отзывам детского питания из-за загрязнений, которую также IBFAN собирает по всему миру. Данные за 2011-2012 годы собраны в этом документе, найти его и более ранние листы отзывов можно на соответствующей странице IBFAN. Хотя практически все производители пишут в своей рекламе, что они обеспечивают наилучшую чистоту и качество при производстве своих продуктов, но практика говорит обратное - так, только в 2012 году отзывались из продажи следующие продукты:
В январе 2012 года был отозван продукт прикорма Banana Cereal компании Milupa: баночки с прикормом, которые производитель предназначал для детей с 4месячного возраста, содержали глютен, о чем не было даже информации на этикетке, и это могло вызвать серьезные проблемы у детей с целиакией и аллергией.
Также в январе в России, в Омске и Иркутске, были проблемы со смесью Damil компании Fasska (Бельгия): смесь оказалась заражена сальмонеллой, и после ее использования было зарегистрировано 16 случаев заболевания сальмонеллезом, в том числе 13 - у детей в возрасте от 2 до 7 месяцев.
В марте в США продавалась партия смеси марки Good start Gerber/Nestle с неприятным запахом, и хотя представители компании заявили, что само по себе это не принесет вреда здоровью детей, но ряд родителей, которые накормили детей этой смесью, сообщили, что у детей болели животы и была рвота.
В июле во Франции при рутинной проверке продукта прикорма Plumpy Nut компании Nutriset выявилось загрязнение его болезнетворными бактериями Enterobacter Sakazakii. Эта же партия продукта прикорма поставлялась в 25 стран...
В июле же в Германии было обнаружено заражение этой же бактерией смеси Altamil Pre компании Milupa.
В сентябре в США произошла трагедия: при употреблении зараженной смеси Simply Thick одноименной компании тяжело заболели 22 младенца, и семеро из них умерли из-за развившегося некротизирующего энтероколита.
Наконец, в ноябре в Индии отец 11месячного мальчика, уже после того, как покормил своего малыша продуктом прикорма Nestle, обнаружил в баночке... кузнечика! Единственный комментарий, который был получен от представителя компании Nestle, сводился к отрицанию случившегося: дескать, технологии компании и строжайший гигиенический контроль исключают попадание инородных тел в продукты компании...
Сравним эту информацию с тем, что представители компаний постоянно заявляют в своей рекламе беременным и кормящим матерям о полной безопасности и однозначной предпочтительности своих продуктов по сравнению со всем, что мать сама может предоставить своему ребенку. И сделаем выводы. Конечно же, после всего этого встает вопрос: а что мы можем сделать, чтобы не рисковать здоровьем наших детей?
- прежде всего - стараться сохранять кормление грудью. Кормление смесью всегда серьезный фактор риска. Если у вас появились проблемы - не спешите вводить смесь, обратитесь за помощью к консультантам по ГВ!
- меньше доверия рекламным лозунгам производителей. Оптимально всегда пробовать прикорм, прежде чем предлагать его ребенку. Зарегистрировано немало случаев, когда таким образом предотвращались серьезные проблемы у ребенка (причем в некоторых случаях болеть начинал родитель, попробовавший прикорм, но здоровье взрослого восстановить проще, чем здоровье малыша)
- и главное - если вы видите нарушения со стороны производителей, в рекламе или в чем-либо еще, сообщайте об этом в ИБФАН! Давление мировой общественности способно влиять на производителей в лучшую сторону. При этом в бюллетене о нарушениях за прошлый год встречается всего один пример из Украины и ни одного из России, хотя, как мы знаем, Кодекс и у нас нарушается массово. Форма, в которой можно сообщить о фактах нарушения Кодекса, находится здесь
Если же вы возмущены нарушениями со стороны производителей и готовы активно бороться с этим положением - приглашаем на вебинар Сандры Ласе, который состоится 11 и 12 февраля - у себя в Латвии поддерживающие ГВ консультанты смогли повлиять на фирмы-нарушители Кодекса, и этим опытом Сандра поделится со слушателями своего вебинара.